Наш подход к обучению: путь ученика
Семейная онлайн‑школа
Оксаны Карацевой
Идея создания собственной школы родилась у меня давно. Я 20 лет прожила в Германии и была в восторге от системы Volkshochschule — «Народной школы», где можно изучать всё: от языков и кулинарии до танцев, спорта и экономики. Я мечтала, что, вернувшись в Россию, создам подобный образовательный проект. Сейчас, когда многие процессы перешли в онлайн, воплотить эту мечту стало гораздо проще. Так и появилась моя семейная онлайн‑школа.
Как возникла идея создать онлайн‑школу? Что этому способствовало?
Моя миссия — создать не просто школу, а вдохновляющее пространство, «место силы», где образование воспринимается как стиль жизни и куда хочется возвращаться снова и снова. Особый акцент в моей работе сделан на семейное обучение: я выступаю наставником немецкого языка для всей семьи. Большая часть моих учеников — это семьи, которые уже переехали или только планируют переезд в Германию, Австрию или Швейцарию. Я помогаю всем поколениям — от дошкольников и их родителей до бабушек и дедушек. Мы вместе осваиваем немецкий язык, необходимый для новой жизни. Пробыв 20 лет в немецкоязычной среде, я предлагаю глубокое погружение в живой разговорный язык, культуру и менталитет этих стран. Мы обсуждаем праздники, традиции, нормы поведения, что помогает не просто выучить язык, но и успешно адаптироваться, почувствовать себя частью нового общества.
Как бы вы охарактеризовали основную миссию вашей школы?
Статью подготовила:
журналист школы Schoolsmart Наталья Ладутько
Наши двери открыты для учеников разных возрастов. У нас занимаются малыши от 4 лет, а возраст самого взрослого — 62 года. У нас нет возрастных ограничений, и мы с радостью принимаем всех, у кого есть мотивация и стремление выучить язык.
Расскажите, какие учебные форматы есть в школе на данный момент
С какими возрастными группами вы работаете?
Какие предметы представлены в школе? И с какими основными запросами вы работаете?
Сейчас мы сосредоточены на одном предмете — немецком языке, но охватываем все ключевые направления для разных возрастов и целей. Дошкольникам, особенно тем, кто уже переехал или готовится к переезду, мы помогаем с адаптацией в детском саду: учим базовым фразам и параллельно готовим к поступлению в школу, чтобы дети соответствовали необходимому уровню. Школьникам мы предлагаем поддержку в учебе: помогаем с домашними заданиями, развиваем языковые навыки и знакомим с культурой и традициями Германии. Для взрослых предусмотрено несколько направлений: подготовка к языковым экзаменам для трудоустройства и получения разрешений, тренировки к собеседованиям у работодателей, а также практический разговорный курс для комфортной жизни среди носителей. Отдельно работаем с профессиональными запросами: помогаем осваивать немецкий для конкретных сфер, когда важны терминология и деловая коммуникация. Это позволяет каждому выбрать маршрут обучения под свою цель и быстрее прийти к результату.
На данный момент в нашей школе представлен один предмет — немецкий язык, однако форматов его изучения много: индивидуальные занятия, мини‑группы, разговорный клуб, тематические встречи. Каждый формат — под конкретную задачу. Мини‑группы обычно небольшие по составу, поэтому полноценное внимание уделяется каждому. Это живые, динамичные занятия с упором на практику и собственным темпом внутри каждой группы. Индивидуальные занятия — для тех, кому нужно быстро освоить язык под определенную задачу. Есть также поддерживающие форматы — разговорный клуб, где можно отточить навыки и попрактиковать живую речь. Для еще более глубокого погружения в языковую и культурную среду я регулярно провожу тематические встречи. Примерно раз в месяц мы собираемся, чтобы обсудить заранее выбранную тему.
Прогресс наших маленьких учеников я отслеживаю, опираясь на профессиональную интуицию. Уже после нескольких занятий могу сориентироваться в уровне ребенка и отправляю родителям короткое аудиосообщение с описанием пройденного материала, заметных успехов и рекомендаций. У старших детей каждые 3−4 недели я провожу небольшие внутренние тесты для отслеживания прогресса. Взрослые ученики регулярно получают мини‑тесты, чтобы ничего не упустить и вовремя скорректировать программу.
Расскажите о своей методике преподавания и взглядах на обучение
Каким образом вы оцениваете прогресс ваших учеников?
Какими платформами вы пользуетесь для взаимодействия с учениками и родителями?
Мы размещаем учебные материалы на платформе GetCourse, а уроки проводим в Zoom. Для повышения вовлечённости и практики я использую интерактивные упражнения на платформе Wordwall, а также игровые форматы на YouTube, которые делают обучение динамичным и увлекательным. Коммуникация с родителями ведется преимущественно через Telegram, где мы оперативно обсуждаем прогресс, расписание и делаем важные объявления.
Мои методические приемы зависят от конкретных запросов ученика, но главный акцент — на живую разговорную речь. Я убеждена: заговорить по‑немецки можно только, говоря на немецком! Уже с первого урока мы тренируем практические фразы, снимаем страх и формируем ощущение «я могу сказать». Это коммуникативная методика: сначала учимся говорить, а грамматику подключаем параллельно, по мере необходимости. В школе обычно делают наоборот — долго погружают в правила и учебники, а к живому общению переходят позже. Я сознательно иду от обратного, чтобы с первого дня убирать языковой барьер и давать быстрый, ощутимый результат в реальном общении.
В настоящий момент в школе веду занятия только я, но сейчас активно ищу преподавателей. У меня очень высокие требования, потому что большое значение уделяется произношению. Я работаю с живым языком и ценю не только глубокие грамматические знания, но и естественную речь. Важно, чтобы преподаватель говорил так, как говорят носители, и мог передать это ученикам с самого начала. Для работы с детьми особенно нужны энергичные, веселые, спонтанные и гибкие люди, искренне любящие детей. Ведь работа с учениками требует терпения и умения быстро адаптироваться к любым ситуациям. Поэтому я подбираю только тех, кто обладает и высоким уровнем немецкого, и педагогическим мастерством — чтобы в школе работали только высококлассные специалисты.
Сколько преподавателей работает в школе на данный момент? По каким критериям вы их подбираете?
Я вижу свою школу как многопрофильное творческое пространство, где не доминирует строгая система, а развивается живое, вдохновляющее обучение. Помимо немецкого языка здесь обязательно появятся английский и китайский, возможно — испанский. В целом языковое направление будет масштабироваться. Параллельно планирую развивать творческую ветку: рисование на немецком, различные виды рукоделия, включая фриволите, нейрографику; возможно — вокал, робототехника, программирование и 3D‑дизайн. Главное — создать комфортное место, где можно не просто получать знания или готовиться к экзаменам, а классно проводить время и общаться с людьми, реализуя любые творческие и образовательные желания.
Как вы видите развитие вашей школы в ближайшие годы?
Я сохраняю контакт с семьями даже после завершения обучения. Независимо от того, учится у меня мама или ребенок, я всегда на связи и готова помочь в любой ситуации. Со всеми учениками у нас теплое общение. Мы переписываемся, поздравляем друг друга с праздниками, днем рождения — складывается ощущение настоящего семейного круга.
Как бы вы охарактеризовали основные преимущества школы?
Как вы поддерживаете своих учеников после завершения обучения?
Моя онлайн‑школа будет рада всем, кто хочет учить язык просто и в увлекательной форме. У нас вы найдете теплую атмосферу, чуткую поддержку и внимательное отношение к каждому, и, конечно, приобретете новых друзей!
Моя школа создана для тех, кто не любит жесткие системы: здесь учатся спокойно и комфортно, без давления и стресса. Для детей это настоящий рай: они легко включаются в уроки, могут бегать, прыгать и при этом результативно заниматься. Я не строгий преподаватель — главное для меня, чтобы ученику было интересно и удобно. Но несмотря на такую «расслабленную» атмосферу, у нас отличный результат. За 8−10 месяцев дети достигают уровня, близкого к уровню носителя, спокойно переходят в обычную школу и делают это без стресса. Именно это я считаю главным показателем успеха и преимуществом моей школы.